ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ


 

 

 

 

 

 

Соботюк Николай Васильевич, профессор кафедры педиатрии Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ), заслуженный врач Российской Федерации.


Об обучении детей письму

Я учился в сельской школе на Украине. В первый класс пошёл в 1947 году, в шестилетнем возрасте. Тогда были ручки с металлическими перьями и чернильницы, и мы обучались каллиграфическому письму. У нас была превосходная учительница, но у меня почему-то научиться красиво писать так и не получилось…

Мой почерк с детства был некрасивым, но, тем не менее, разборчивым: очертания букв неровные, хотя в целом почерк вполне читаемый. В старших классах школы нас заставляли писать буквы высотой во всю строчку, от одной линейки до другой — для разборчивости написанного. И даже тогда у меня не получалось красиво писать! Поэтому за плохой почерк мне снижали оценки, хотя школу я окончил успешно.

Я думаю, что в будущем придумают какие-то карманные устройства, которые легко смогут заменить ручку. Быстренько написал — и тут же распечатал. Хотя этот путь не приведет к грамотному письму: чем больше человек пишет, тем он грамотнее пишет. Компьютерное письмо приведет к тому, что мы видим сейчас в сети — корявое изложение мысли и ужасные ошибки в правописании.

Здорового ребёнка может родить только здоровая женщина! Это все знают, это аксиома. Отсюда и проблемы со здоровьем у целых поколений…

О переучивании левшей

Леворукие дети — это природная данность. Если человек – левша, то его не переделать! Однако было время, когда левшей заставляли писать правой рукой. В конечном итоге они начинали писать правой рукой, но писали плохо. Левой рукой им действовать было, как говорится, сподручнее. Переучивание же на правую руку приводило, по крайней мере, к ненужному стрессу. В процессе переучивания им наносилась психоэмоциональная травма, поскольку учителя постоянно их одёргивали, принуждая к праворукости. Поэтому переученные левши становились тревожными, у них появлялись страхи. Сейчас много молодых и не очень пишут левой рукой, и это для них нормально.

О почерке студентов

Сегодня каждый студент может пользоваться учебниками и интернетом. А когда мы пришли в институт, этого не было. На группу из двенадцати человек давалось всего 2-3 учебника. Не всегда была возможность учебник прочитать, обычно читали в общежитии по нескольку человек сразу. Поэтому основными источниками знаний были лекции. Студенты не владели стенографией, но стремились максимально точно записывать текст лекции и вырабатывали систему сокращений. У каждого она была своя, поэтому пользоваться чужими записями лекций было трудно. Очевидно, необходимость быстрого конспектирования лекций — одна из причин крайне неразборчивого почерка многих врачей.

Я думаю, что неразборчивость почерка моих коллег объясняется торопливостью. Например, врач-педиатр за 7-9 минут приема пациента должен расспросить маму, что беспокоит, обследовать ребёнка, должен успеть всё подробно записать, да ещё с оглядкой на прокурора.

О почерке врачей

У меня почерк хоть и некрасивый, но хорошо читается, а у некоторых врачей почерк такой плохой, что просто ничего прочитать невозможно… Я думаю, что неразборчивость почерка моих коллег объясняется торопливостью. Например, врач-педиатр за 7-9 минут приема пациента должен расспросить маму, что беспокоит, обследовать ребёнка, должен успеть всё подробно записать, да ещё с оглядкой на прокурора. Потому что если что-то случится — у пациентов сейчас же найдутся «правозащитники». И начнётся круговерть: тут не написал, здесь точку не поставил, там о чём-то не упомянул! Это заставляет врача торопиться, что неизбежно сказывается на его почерке. Медленно тот же врач, скорее всего, напишет красиво, но при быстром письме у него совершенно другой почерк.

О почерке больных

Есть ряд заболеваний, которые искажают почерк. Например, есть такое заболевание — хорея. Это вариант ревматизма, с мышечными гиперкинезами (непроизвольными подергиваниями мышц). Когда ребёнок пишет, его рука непроизвольно дёргается, поэтому буквы прыгают то выше, то ниже линейки. При ответе у доски волнение усиливает подёргивание мышц лица, сверстники считают, что он гримасничает специально, в классе начинается смех, а учитель считает, что этот ученик плохо себя ведёт. Следует жалоба родителям, наказания. А у ребёнка это не поведенческие девиации, а симптомы заболевания. Кроме того, при этом заболевании рассеивается внимание, и ребёнок может написать с ошибкой слово, в котором, казалось бы, невозможно сделать ошибку — например, пропустить букву. И поскольку испорченный почерк ребёнка является одним из признаков болезни, родители должны посоветоваться с врачом.

Ленивых детей нет. Лень – это только внешнее проявление, которое ничего не объясняет.

О почерке знаменитостей

Считаю, что красивый почерк – это природная данность и не очень верю, что почерк отражает характер. Лев Толстой писал много, но не сказать, чтобы каллиграфически. В своё время мы изучали труды Ленина: по-моему, оригинал прочитать невозможно! Есть свидетельства, что он был с непростым характером, истеричен. У Сталина характер был твёрдым, а почерк — чёткий и разборчивый. Но отражает ли почерк личностные характеристики? Не думаю.

Об информировании пациентов

Абсолютно неправильно мнение, что врачи специально пишут неразборчиво, чтобы пациенты ничего не смогли прочитать и понять. Напротив, сейчас в России врач по закону обязан информировать пациента и прогнозировать состояние его здоровья.

Однако если мы вспомним советский период, то тогда, действительно, при фатальном диагнозе — например, в случае рака или других заболеваниях с неблагоприятным прогнозом — старались не говорить об этом пациенту и могли такой диагноз в карточке каким-то образом зашифровать. В лучшем случае, сообщали о нём родственникам, а больному буквально придумывали диагноз, говоря, что всё это пройдёт. Это было неправильно, поэтому наша медицина перешла на общемировые позиции в силу того, что основная мысль концепции информирования больного — объяснить, что есть возможности лечения и мобилизовать, направить усилия больного на выздоровление.

Поначалу такой подход был необычным в практике наших врачей. Мне довелось несколько раз побывать на международных симпозиумах, конгрессах в Японии, где эта проблема обсуждалась — например, в случаях лейкоза — по сути дела, рака крови. Японцы объясняют — даже детям! — что это заболевание очень тяжёлое, его трудно лечить, но лекарства могут помочь, и нужно только настроиться, мобилизоваться на борьбу с этим недугом. В самом деле, сейчас существуют медикаменты, которые до 90 процентов случаев позволяют добиться выздоровления. Но в 70-е годы такой возможности не имелось. В то время не было эффективных средств лечения, и больные погибали. Есть и сейчас такие тяжёлые заболевания, когда современная медицина не в силах помочь даже сильным мира сего, например, в случае с болезнями Раисы Горбачёвой, президента США Рональда Рейгана и другими.

Тем не менее, у нас в стране сохраняется странное мнение, что западная медицина всесильна, что помочь могут только за границей, что там лечат лучше. Это ошибочное мнение, ведь в современной медицине нет секретов. Как только где-то в мире появляется медицинская новинка, и информация об этом попала в интернет — мы узнаём об этом буквально на следующий день. Можно дистанционно отследить судьбу нового лекарства, результаты клинических испытаний, момент его регистрации и появления в продаже в России.

У детей с низкой мотивацией к учёбе есть вполне конкретные медицинские проблемы, которые часто могут быть связаны с течением беременности и прохождением родов у матери, с состоянием здоровья роженицы и плода.

О развитии детей

Наибольшее развитие, наивысшая интенсивность усвоения информации происходит у ребёнка не перед школой и не в школьные годы, как многие полагают, а в первые три года жизни! Это самый прекрасный период для развития, такая интенсивность усвоения информации во все другие возрастные периоды не наблюдается. В это время ребёнок, что называется, «с нуля» усваивает родную речь и начинает правильно говорить. Если родители в этот период не занимаются с ребёнком беседами, рассказами, чтением, если ребёнок предоставлен сам себе, то это — период упущенных возможностей в плане последующего интеллектуального развития. Занимаясь с родителями, ребёнок развивается наиболее активно и деятельно, впитывая в себя информацию путём общения, взаимодействия с живыми людьми. Если же ему предлагают заменитель коммуникации в виде телевизора или электронных гаджетов, то ребёнок воспринимает мелькающие перед ним картинки бездеятельно, пассивно, не вникает в их смысл — образно говоря, «не включает мозг». Не происходит полноценного диалога, нет понятных объяснений увиденного и услышанного, нет ассоциативных связей. У ребёнка работает лишь зрительная память, есть узнавание изображений, но нет их понимания…

Задумывались ли вы, почему среди евреев так много одарённых людей? Да, наверное, гонения заставляли их приспосабливаться к неблагоприятной среде. Но ведь евреи-родители — это очень талантливые педагоги. Замечая у своего ребёнка какие-то наклонности — например, в части музыки или актёрского мастерства, они активно их развивают. Таланты в еврейских семьях бережно поддерживаются, культивируются. Гениальных музыкантов в детстве заставляли играть, играть и играть на музыкальном инструменте.

В российских семьях это довольно большая редкость. Ребёнок и есть ребёнок — он предпочитает игры, а не систематический труд. В таких случаях родителям нужно проявить настойчивость и преодолеть лень, не пуская дело на самотёк: «Не хочет — ну и ладно, заставлять не будем…». Человек от природы ленив. Дайте ребенку с первых месяцев кормление из бутылочки с соской, и он откажется от груди матери. Добыть молоко из материнской груди — это труд! А из соски питание достается легче.

О здоровье детей

В школьном периоде развитие здорового ребёнка должно идти по нарастающей. Однако полностью здоровых детей рождается всё меньше и меньше. Частые диагнозы, которые ставятся ещё при рождении ребёнка — энцефалопатия и гипоксия. У многих женщин беременность протекает неблагоприятно, и от этого, конечно же, страдает плод. Ребёнок не получает достаточно кислорода, а к этому наиболее чувствительна центральная нервная система, клетки головного мозга. Казалось бы, со временем неврологические симптомы проходят, ребёнок здоров. Но в школьные годы, как правило, отмечается нарушение внимания, повышенное возбуждение, гиперактивность. Сохраняется синдром минимальной мозговой дисфункции, такие дети с трудом привыкают к школьному коллективу, им трудно усваивать учебную программу. Если родителей это беспокоит, то советую им подружиться с невропатологом, который бы наблюдал за ребёнком регулярно. И не так, что сегодня один врач, а завтра другой. В идеале нужно медицинское наблюдение за ребёнком со стороны одного и того же врача, наблюдение в динамике.

Не могу не сказать и вот о чём. Россия опережает все страны по количеству медицинских абортов, и это негативно сказывается на живых детях. Каким образом? Замужняя женщина после нормальных первых родов делает аборт или даже несколько абортов, а потом снова рожает. Здорового ребёнка она не родит. Чтобы после аборта восстановились функции женского организма, нужен как минимум год, в противном случае это негативно скажется на здоровье ребёнка. Сейчас очень большое число беременных женщин, будущих рожениц, нездоровы. Называются разные статистические данные, но в среднем цифры достигают 70-75 процентов. Между тем, здорового ребёнка может родить только здоровая женщина! Это все знают, это аксиома. Отсюда и проблемы со здоровьем у целых поколений…

Низкая учебная мотивация ребёнка — это может быть не только медицинская проблема, но и педагогический изъян. Вызвать у ребёнка интерес к учёбе — для этого нужен педагогический талант и творчество учителя.

Об учебной мотивации детей

Ленивых детей нет. Лень — это только внешнее проявление, которое ничего не объясняет. У детей с низкой мотивацией к учёбе есть вполне конкретные медицинские проблемы, которые часто могут быть связаны с течением беременности и прохождением родов у матери, с состоянием здоровья роженицы и плода. Ребёнок даже с минимальными потерями здоровья не способен усвоить учебный материал, учёба ему трудно даётся в силу объективных причин.

Приведу один пример из собственной практики. В восьмидесятые годы я 5 лет работал в Африке. Там существовала точка зрения (реакционная теория), что чернокожая раса интеллектуально уступает белым людям. В самом деле, большинство африканских детей заканчивали лишь начальную школу, и немногие были способны получить среднее образование. В бедных африканских семьях обычно по 7-8 и более детей, и они, как правило, голодают. Именно голод (качественный и количественный) в раннем детстве был причиной интеллектуального отставания детей из бедных семей. У богатых чернокожих дети интеллектуально развитые, они заканчивают университеты.

В России нет проблемы массового голода, но есть другие проблемы — не только медицинские, но и педагогические. Если ребёнка в классе и дома ругают, обзывают неспособным, глупым, то у него никогда не будет мотивации к учёбе. Есть педагогические приёмы, которые позволяют поощрить ребёнка, повысить его самооценку, поддержать его стремление хорошо учиться, но они почему-то слабо используются. Мне кажется, что педагоги сейчас мало заинтересованы в стимулировании познавательной деятельности детей. Раньше детей, плохо ответивших на уроке, учителя оставляли после занятий и занимались с ними, пока ученики не усвоят материал. Сейчас учитель легко ставит неудовлетворительные оценки, даже не думая дополнительно заниматься с отстающими. Теперь это возможно только за деньги.

Низкая учебная мотивация ребёнка — это может быть не только медицинская проблема, но и педагогический изъян. Вызвать у ребёнка интерес к учёбе — для этого нужен педагогический талант и творчество учителя.


 Трумуль Андрей Львович
ПОЧЕРК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁТКИМ И ПОНЯТНЫМ

 Семченко Валерий Васильевич
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО

 Фатьянова Светлана Николаевна
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

 Дробышев Андрей Андреевич
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

 Френч Эйприл
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США

 Таскаев Иван Иванович
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ

 Батиста Лоран
ЕСЛИ БУКВЫ ТРУДНО ПОНЯТЬ – ОЦЕНКИ НИЖЕ